Общая информация

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их “взрослой” жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления, понимать особенности естественно-научного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения, использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

 

Документы

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 “Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся”

Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 года № ТС-2176/04 “О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся”

 

 

 

 

Банк заданий

“Банк заданий” содержит задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности.

Рекомендуемые ресурсы:

 

 

Дополнительная информация

Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности

Методические разработки

В рамках проекта Минпросвещения России “Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся” издательством “Просвещение” осуществлен  выпуск печатных учебных пособий эталонных заданий по шести направлениям функциональной грамотности:

Серия “Функциональная грамотность. Учимся для жизни”

 

Мероприятия

В НОВОМ 2021-2022 УЧЕБНОМ ГОДУ В УЧИТЕЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ СТАРТУЕТ 23 СЕНТЯБРЯ 2021 ГОДА МАРАФОНОМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ подробнее>>

В рамках реализации регионального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2021-2022 учебный год, Академия Минпросвещения России проводит марафон функциональной грамотности (далее – Марафон).

Марафон будет проходить три четверга подряд – 23 сентября,  30 сентября и 7 октября с 12:00 до 18:00 (МСК).

Ведущие вебинаров – эксперты Академии Минпросвещения России.

23 сентября 2021 года приглашаем учителей предметов естественнонаучного цикла, методические службы, председателей и членов региональных ассоциаций химии, физики, биологии, географии, руководителей ГМО/РМО, родителей и обучающихся.

В программе:

12:00 – 12:30, развитие компетенций учителя в области формирования естественнонаучной грамотности школьников;

12:30 – 13:30, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках биологии;

13:30 – 15:00, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках физики;

15:00 – 16:30, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках химии;

16:30 – 18:00, разбор заданий по развитию естественнонаучной грамотности на уроках географии.

Подключение к трансляции вебинара по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=4I_2WJ_8Vq4.

Вебинар 30 сентября 2021 года будет посвящен вопросам формирования математической грамотности, 7 октября 2021 года – читательской грамотности.

Информация на сайте Академии Минпросвещения России подробнее>>